Что такое анекдот, который легко превращает невозможное в необходимое, обыденное в фантастическое, верх в низ, абсолютное в относительное, но не для того, чтобы создать новые иерархии и мифы, а для того, чтобы поставить под сомнение существующие? Ответить на этот вопрос легко и сложно одновременно. Давайте попробуем это сделать. С одной стороны анекдот - простой, часто даже примитивный короткий рассказ из обыденной жизни, с другой стороны – предмет подробных исследований ведущих мировых филологов, антропологов, философов и психологов. Анекдот рассматривает факты в перспективе обыденной жизни, где все непрерывно меняется, наслаивается друг на друга и бесследно исчезает. Анекдот отказывается от превращения фактов в ценности, заведомо «не ценит» то, о чем рассказывает, поскольку рассказывается онимеет какие-то ценностиимеет какие-то ценностииллюзияиллюзия. Главная задача анекдота — смех и то особое удовольствие, которое он вызывает, а не истина сама по себе. Смех для анекдота — это и последняя инстанция, удостоверяющая его право на дальнейшую жизнь. Других прав у него нет. Исследователи утверждают, что современные анекдоты исторически возникли как смешные случаи из жизни знаменитых и великих людей. Анекдот непрерывно уравнивает своих героев с обыкновенными людьми, лишает их божественного ореола, ставит на место, т.е. Спускает с небес на землю. Даже сами Боги утратили свой статус, попав в современный анекдот. Ад и рай стали обычным местом действия анекдотов. Анекдот и не думает реанимировать Богов. Бог анекдотов — это игрушка, помогающая анекдоту разыгрывать новые ситуации. Или этикетка, с помощью которой тематизируется разросшийся мир анекдотов. Естественно, что в советское время в СССР (основной источник анекдотов — Одесса — был тогда советским городом) пользовалься популярностью политический анекдот — только в такой анонимной и устной форме могло выражаться и широко распространяться критическое отношение к коммунистическому строю и его «вождям». При Сталине рассказывание анекдотов, поскольку их сочинение оставалось неуловимым даже для всепроникающих карательных органов, было ограничено страхом ареста и многолетнего лагерного заключения, но анекдоты все же сочинялись и рассказывались на ушко самым близким людям. К интересным аспектам темы можно отнести также наличие определенного типа анекдотов, содержащих признаки скрытой зависти: из новейшей истории — это анекдоты, где издеваются над «новыми русскими». Это знак социальных антагонизмов, нелюбви к «новым богатым». Одним из мотивов этого чувства возможно является зависть к устроенному существованию другого, хотя не следует забывать о том, что высмеиваемая социальная прослойка была богатым источником для создания анекдотов. Далее, как отклик на множество конкурсов красоты возникли и были активно подхвачены анекдоты про блондинок, хотя и понятно что цвет волос не влияет на интеллект. Смех возможен и в сфере выходящей за эти пределы. Так, объектом смешного в новых анекдотах современности часто является убийство или насилие. И такие явления определенно присутствуют в современной смеховой культуре, хотя и вызывают различные споры с общепринятыми нравственными нормами. Возможно, это скорее присуще юмору молодежи, который часто отдает невинным дикарством, происходящем от неглубокого понимания моральных устоев, навязанной модели их восприятия, которая и отторгается путем насмешки. Суть здесь скорее в способе подачи и механизме действия истории. Абсурдный и жестокий современный анекдот высмеивает в том числе и случаи, которые для человека «романтического» склада являются принципиально не смешными. И здесь усматривается тенденция к тотализации насмешки — смешно абсолютно всё и во всём выискиваются лишь смешные стороны. Возможно, это связано с физиологическим действием смеха — смех приносит удовольствие и может действовать в роли наркотика. Это уже вопрос философии... Анекдоту еще свойственно — и в этом, быть может его основное обаяние — абсолютное бесстрашие. Анекдот привлекает тем типом свободы, которым человек по определению дорожит больше всего — свободой, которая его ни к чему не обязывает. Нормальный анекдот никуда не зовет, ничем не грозит и ничего не требует. Анекдот свободен от любых предписаний. Тому, кто его принимает, он обещает чистое, игровое удовольствие. И в этом главная терапевтическая функция анекдота. Он убирает страх перед миром не только тем, что он все и всех в нем уравнивает (хотя это происходит только в фантазии и анекдот понимает это), но и тем, что он снисходителен к реальному миру, позволяя ему оставаться самим собой. Анекдот как вид языковой игры, забавы абсолютно бессознательно творит общие значения и смыслы. В силу этого анекдот является одним из самых легких путей к другому человеку — ни к чему не обязывающим и ничем не привязывающим. Анекдот сближает людей, снимает отчужденность между ними, сохраняя их независимость и автономию. Мудрая притчевость свойственна лучшим анекдотам. Неслучайно некоторые формулы этих анекдотов перешли в афоризмы и высказывания, резюмирующие наш жизненный опыт: «Иди докажи, что ты не верблюд!», «Не делайте волну!», «Разве это жизнь?», «Мне бы ваши заботы, господин учитель!» и т.п. При этом существует значимое отличие анекдотов от высказываний и афоризмов. Это их заведомая анонимность. Даже когда у анекдота есть официальный автор, он, как правило, не афишируется, и часто наоборот – нивелируется, делая анекдот народным творчеством. Жизненность анекдота обусловлена анекдотизмом жизни. В одном из польских анекдотов есть такой диалог: — У тебя есть новый анекдот? — Нет. А у тебя? — Тоже нет. Тьфу! Что за правительство?! В том, что жизненность анекдота обусловлена анекдотизмом жизни, убеждаешься, просматривая многочисленные анекдоты в Интернете. Напряжные попытки придумать новый анекдот только иногда приводят к успеху. И это случается лишь тогда, когда удается подсмотреть и кратко представить действительно анекдотический случай или анекдотическую ситуацию в жизни. Андерсен говорил, что лучшие сказки — это те, которые придумывает сама жизнь. К анекдоту это подходит в еще большей мере.
|